БЛОКАДНЫЙ ДНЕВНИК
ЛЕНИНГРАДСКОГО СОЮЗА СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ
(1943-1944)
Хроника блокадного дневника Ленинградского Союза художников начинается с 10 января 1943 года и заканчивается 23 марта 1944 года.
День за днём неизвестный нам сотрудник вписывал в счетоводную книгу события, происходившие в Союзе художников, находившемся на казарменном положении. А это значило, что художники, оставшиеся в блокированном городе, жили единой жизнью: получали скудные пайки, спасали здание от бомбёжек, погибали от артобстрелов, устраивали выставки, делали рисунки с солдат и офицеров, приехавших с фронта, ездили на линию фронта для зарисовок. И вместе радовались прорыву кольца блокады и полному освобождению Ленинграда от фашисткой блокады.
Записью 19 января 1943 года отмечен знаменательный исторический день. По внутреннему радио в 12 часов ночи Председатель Союза художников В.А. Серов объявил художникам о прорыве блокады Ленинграда. Художники организовали митинг и «мобилизовались» для создания плакатов к прорыву блокады.
Творческая жизнь не прерывалась:
Шла подготовка к выставке «25 лет Красной армии», над которой совместно работали Союз художников и Военный Совет Ленинградского фронта.
Записи фиксируют, что Беспалова-Михалёва работает над вазой «Ледовое побоище. Танковая атака», заключаются договора с живописцами графиками на выполнение произведений. Художники М.Ф. Вербов, В.В. Пакулин, В.А. Серов, И.А. Серебряный, братья Прошкины делают зарисовки в партизанском отряде, на линии прорыва блокады и на передовой линии фронта для показа на будущей выставке. Политуправление фронта прислало двух красноармейцев для позирования художникам Кирпичниковой, Федоричевой, Жудиной.
Днём 23 февраля помечено открытие выставки в Доме Красной Армии им. С.М. Кирова.
Около 300 человек собрала Традиционная Весенняя выставка на своём открытии 30 мая.
Открылись выставки в Офицерском собрании КБФ и Доме флота. 18 июня, 20 июня, 28 июня – художники и служащие награждены медалями «За оборону
Ленинграда»
12 августа автор дневника отмечает об открытии выставки Ленинградского плаката в Москве в Государственном музее революции СССР (Выставка имела более широкий аспект, называлась Выставка агитационно-изобразительного искусства в дни Отечественной войны. Ленинградские художники участвовали в ней плакатами –прим. Л.С. Конова )
19 августа на Общем собрании художников были приняты в члены ЛССХа художники-фронтовики. Один из них известный график А.И. Харшак. Его работа «За что?» (Раненый ребёнок), основой для которого стал рисунок для фронтовой газеты 1942 года, стала известна во всем мире.
Август – сентябрь шла подготовка к Всесоюзной художественной выставке «Героический фронт и тыл». В дневнике она указана как московская выставка. Проходили просмотры живописных и графических работ, отбор работ с Первой выставки художников-фронтовиков, обходы по мастерским живописцев Серебряного, Рутковского, Я. Николаева, Дормидонтова, Серова, Казанцева и др., скульпторов Исаевой, Стрекавина, Боголюбова и др.; были просмотрены рисунки серии «Ленинград 1943» Астапова, Каплуна, Петрова. Успенского и др. (Выставка «Героический фронт и тыл» открылась 9 ноября 1943 г. в Москве в Государственной Третьяковской галерее – прим. Л.С.Конова)
Девять месяцев прошло после прорыв кольца блокады Ленинграда, но война за город продолжалась. Продолжались бомбёжки города.
1 декабря от артиллерийского обстрела были выбиты стёкла и вырваны рамы в Большом Выставочном зал Союза художников, через несколько дней выбиты все стекла в мастерских художников со стороны наб. реки Мойки.
Листы дневника отражают гибель наших художников от артобстрелов. От артобстрела погибли художники Б.Р. Шалютин, В.А. Николаев, А.И. Медельский, были контужены Н.А. Павлов и А.М. Земцова. От последствия голода и лишений художники продолжали умирать.
Жизнь и смерть шли рядом. Проходили заседания Правления, обсуждали темы агитационных панорам для города. Создавали бригады для их создания.
22 декабря 1943 года состоялось первое заседание по организации выставки «Героическая оборона Ленинграда» на котором главным художником выставки назначили Н.М. Суетина, заместителем А.А. Лепорскую. (Назначение этих художников было не случайным: Н.М. Суетин работал главным художником Советского павильона на Международных выставках в Париже (1937) и Нью-Йорке (1939); А.А. Лепорская оформляла интерьер зала искусств советского павильона).
Весь январь 1944 года проходил отбор эскизов к выставке, о чём подробно описано в дневнике (30 апреля 1944 г. состоялось открытие выставки, в 1953 г. выставка была закрыта в связи с так называемым «ленинградским делом»; в 1989 г. состоялось открытие «репрессированного» музея. - прим. Л.С. Конова)
27 января - Одна из последних записей дневника посвящена снятию блокады с г. Ленинграда и проведению митинга художников посвященного этому знаменательному дню.
Член СПб СХ, искусствовед,
засл. работник культуры РФ
Л.С. Конова
https://youtu.be/Evc02q_0YiA
|