Публикуем статью Заслуженного художника И.В. Лежнина, которая была написана тридцать лет назад, портрет Николая Филипповича работы Л.А. Воронова того же периода и творческие работы Мерзликина Н.Ф.
«Как быстро пролетело время!.. Будто бы все это было вчера…». С этого начал мой не очень-то охочий на воспоминания собеседник, которому я всегда бываю рад, хотя и вижу редко. Многое, про что думаю сейчас рассказать, услышал от него впервые.
Всякому понятны слова и чувства человека, мысленно прошагавшего туда и обратно в счастливую страну своего босоногого детства. Все ведь начинается оттуда… «Коленька… Колька… Николай .. и вот уже Николай Филиппович, Meрзликин.» Бег времени с незабываемыми для него трудными и радостным полустанками жизни на пути следования к полувековому юбилею, который он встречает как опытный мастер, член Союза советских художников. Когда же, как не сейчас притормозить этот бег, отдаться воспоминаниям?..
Родное село Ломовое Чаплыгинского района Липецкой области… Отец — железнодорожник, мать — колхозница -доярка. Семья тружеников… Школа… А вскоре война пора недетских испытаний. И в книге всего не расскажешь.. Но разве забудешь, как тринадцатилетним школьником пробовал свои способности, оформляя красный уголок на животноводческой ферме, в колхозном клубе — это уже в трудные послевоенные годы… Похвалу и советы старших: одни велели «учиться художеству», другие (встречались и такие) считали все это «пустопорожней мазней». Памятна и поучительна попытка поступления в Рязанское художественное училище и… провал…
Но, видно, была с детства у Коли Мерзликина, помимо способностей, и настойчивость, и молчаливое упрямство в достижении своего, не всякому доступное. После окончания десятилетки, перед призывом в армию, услышал он о возможности заочного обучения при Всесоюзном Доме народного творчества имени Н. К. Крупской и поступил туда. А проходя армейскую службу, умудрялся совмещать обязанности санинструктора, художника-оформителя воинской части с занятиями по программе студии, за что и был не раз отмечен благодарностями командования. С чувством признательности вспоминал он всегда своего педагога С. М. Манизер (дочь автора памятника Ленину в Ульяновске, знаменитого скульптора Манизера). Ей обязан`художник первыми профессиональными знаниями рисунка, которые так пригодились при поступлении в Абрамцевское художественное училище. Незаметно пролетели годы нелегкой, но и веселой студенческой жизни. Здесь Николай нашел и свое личное счастье. При распределении направлений он и жена его Алла — молодые специалисты — избрали местом работы Ульяновск.
Н. Ф. Мерзликина по праву можно считать зачинателем и организатором керамического производства при областном управлении местной промышленности. «Начинали мы с нуля. — вспоминает о том периоде Николай Филиппович. — Будучи мастером цеха, я возглавлял коллектив из пятнадцати человек, а в интересах производства являлся богом в четырех лицах, совмещая обязанности и главного художника, и механика, и обжигальщика, и начальника цеха. Лишь бы дело двигалось, не угасало. Ну а жена была технологом. Ютились в тесноте…».
С годами при его, Мерзликина, стараниях было построено помещение нового светлого цеха, оснащенного по всем правилам технологии, выросло производство выпускаемой продукции, улучшилось качество. Это ли не лучшая рекомендация для поступления молодого специалиста в ряды КПСС! Именно тогда и стал Николай Филиппович членом партии.
С 1965 года он участник всех областных выставок. Серьезным показателем профессионального роста было его первое участие на зональной выставке «Большая Волга» в Волгограде. Пять работ в экспозиции! Успех — не только для начинающего путь в искусстве. Керамика и скульптура малых форм Н. Мерзликина вызвали тогда живой интерес зрителей и весьма похвальную оценку авторитетных специалистов: «Набор посуды для молока», «Горностай», композиция «Под палящим солнцем». Эти и другие лучшие работы художника, что экспонировались на последующих выставках, приобретены музеем.
С переходом на постоянную работу в Художественно-производственные мастерские Н. Ф. Мерзликин обрел надежную опору и участие опытных мастеров в своей творческой судьбе. Здесь он создает керамическое панно «Мое Заволжье», участвует с этой работой на республиканской выставке «Советская Россия» и принимается в
члены Союза советских художников.
Многое сделано Николаем Филипповичем для города и области в художественном оформлении различных объектов — всего не перечесть. Назову лишь известные многим адреса: детские кафе «Лакомка» — в Ульяновске и «Чебурашка» — в Димитровграде, керамические панно в игровой комнате и оформление холла в Димитровградском детском санатории. Это и столовые на комбинате имени М.И. Калинина в Языкове и Новоульяновске, превосходная роспись «Лекарственные травы» по керамической плитке в аптеке по улице Минаева в Ульяновске. Почти все названное исполнено в соавторстве с женой Аллой — способным и надежным товарищем в общем деле. Трудно определить, кому из них принадлежит пальма первенства в недавней работе по оформлению детсада «Мальвина» в Заволжье, где на радость ребятишкам художники населили интерьер героями сказок.
Мерзликин не только примерный участник общественной жизни, честно выполняющий всевозможные поручения, нагрузки, обязанности, всеми уважаемый в коллективе коммунист. Он и семьянин образцовый. Незаметно как повзрослела и уже пошла но стопам родителей, успешно окончив Пензенское художественное училище, старшая дочь — Ирина. А ей уже почти в полном смысле «на пятки наступает» (она ведь кандидат в мастера по художественной гимнастике) младшая — Юля.
Время летит, впереди — новые замыслы, но все те же извечные заботы и стремления художника, уже шагнувшего за черту полувека. «Мне бы очень и очень хотелось выставиться на предстоящей «Большой Волге» и на выставке, посвященной 40-летию Победы… Это было бы лучшим подарком фронтовику-отцу», — то ли мечтает, то ли рассуждает сам с собой юбиляр. Пожелаем же ему успеха в труде на пути и к этой цели.
И. ЛЕЖНИН
Творческие работы, малая часть большого творческого наследия
|